Авторизация / Регистрация

Межрегиональная общественная организация "Союз ветеранов Войск ПВО"

77-я годовщина полного снятия блокады города Ленинграда

Расположение вблизи государственной границы, в «угрожаемой зоне» крупнейшего административно-политического и промышленного центра страны – Ленинграда – требовало создания системы его защиты от ударов с воздуха. И такая система к середине 1941 года была близка к завершению.

В оперативных планах Генерального штаба Красной Армии и  Ленинградского военного округа сформированная к 28 мая 1941 г. Северная зона ПВО (командующий генерал-майор артиллерии Ф.Я. Крюков) выделяла систему ПВО Ленинграда. Задача противовоздушной обороны города была возложена на 2-й корпус ПВО (генерал-майор артиллерии М.М. Процветкин), формируемый по приказу НКО СССР от 19.06.1941 г. к середине июля 7-й авиационный корпус ПВО (полковник С.П. Данилов), а также на зенитно-артиллерийскую дивизию ПВО Балтийского флота, зенитную артиллерию кораблей и истребительную авиацию БФ (всего 470 самолётов-истребителей, около 1300 зенитных орудий, 230 зенитных пулемётов, 300 зенитных прожекторов, 360 постов аэростатов заграждения, 302 поста ВНОС и 8 РЛС). 

Наличие крупных сил и средств ПВО позволило создать зональную противовоздушную оборону Ленинграда. Она включала: - систему постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (от полка ВНОС 2-го корпуса ПВО и 47-го отдельного батальона ВНОС ЛенВО), внешняя полоса которых располагалась в 120-140 км от границ города; - зону боя истребительной авиации, части которой базировались на 10 аэродромах, расположенных вокруг Ленинграда в 20-60 км от него;  - зону огня  зенитной артиллерии, внешняя граница которой была удалена до 35 км от центра города. Зенитные прожекторы создавали световую зону обеспечения ночной стрельбы зенитной артиллерии, а также световое прожекторное поле для ночного поля боя истребительной авиации. Аэростаты заграждения рассматривались как дополнительное средство, усиливающее противовоздушную оборону объектов, имеющих особо важное значение. Боевой порядок подразделений АЗ строился расположением лебёдок: «лебёдки в линию» (в две, в три линии), «лебёдки по площади». Действие АЗ рассчитывалось, с одной стороны, на непосредственное уничтожение самолётов противника при их столкновении с тросами, а с другой – на увеличение противником высоты бомбардировки назначенных объектов, а также на обход зон заграждения по невыгодным маршрутам. Аэростаты заграждения предусмотрено применять не только ночью, но и днём в условиях облачности, тумана и плохой видимости.

Истребительная авиация ВВС ЛенВО, выделенная для ПВО Ленинграда, вошла в состав формируемого 7-го  авиационного корпуса ПВО (иап - 19, 26, 44, 157; в стадии формирования - 191, 192, 193, 194 и 195). В состав 2-го корпуса ПВО входили пять зенитных артиллерийских полков (115, 169, 192, 194 и 351-й), 2-й зенитно-пулемётный полк, 24-й зенитно-прожекторный полк, 2-й полк ВНОС, 4-й и 11-й полки аэростатов заграждения. 72-й отдельный радиобатальон ВНОС осваивал первые «радиоулавливатели самолётов» (установки РУС-1, РУС-2). 84-й отдельный батальон связи обеспечивал командованию корпуса ПВО связь управления и частично взаимодействия.

Основу противовоздушной обороны Кронштадтской ВМБ составляли три зенитных артиллерийских полка (1, 2 и 6-й) и четыре отдельных дивизионов (всего 76-мм орудий 156). В Выборгском оборонительном районе были развёрнуты батареи 27-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона (озад). На островах средней части Финского залива (Гогландский оборонительный сектор) размещены батареи 95-го озад.

На рассвете 22 июня 1941 года с бомбовых и штурмовых ударов немецко-фашистской авиации по войскам и объектам приграничных военных округов началась для советского народа Великая Отечественная  война. Вместе с Германией в войну вступили Италия, Румыния, с 23.6 – Словакия, с 25.6 – Финляндия, 27.6 – Венгрия, 16.8 – Норвегия.

По плану «Барбаросса», изложенному в директиве ОКВ (OKW - верховное главнокомандование вооружённых сил фашистской Германии) №21 от  16.12.1941 г. группа армий «Север» имела «неотложную задачу» -  овладеть Ленинградом в первые недели «молниеносной войны». Наступление группы армий «Север» через Прибалтику поддерживал 1-й воздушный флот, а действия противника, сосредоточенного в Финляндии – авиационный корпус 5-го воздушного флота Германии и финские ВВС. Оборонительные сражения Северо-Западного и Северного фронтов советских войск  сорвали планы вермахта. В первые дни войны противовоздушная оборона Ленинграда не допускала подхода вражеских самолётов к городу.

Уже в ночь с 22 на 23 июня постами ВНОС Северной зоны ПВО обнаружена группа из 12 немецких бомбардировщиков, пытавшихся прорваться к Ленинграду со стороны Карельского перешейка. Их встретили огнём зенитчики 115 и 194 зенап. Первый сбитый бомбардировщик Ю-88 записан на счёт 15-й батареи 194-го полка (командир батареи младший лейтенант А.Т.Пимченков). Экипаж фашистского бомбардировщика был пленён. Оставшиеся самолёты повернули в сторону Финского залива и были обстреляны зенитной артиллерией Кронштадта.

23 июня в 0.50 группа немецких самолётов осуществила налёт на Кронштадт и форты, сбросив мины в Финском заливе. На следующий день была предпринята попытка прорваться к Кронштадту. Зенитной артиллерией 22-24 июня сбито 4 вражеских самолёта.

23 июня открыли счёт и ленинградские лётчики. Утром из готовности №1 на самолёте Як-1 на перехват бомбардировщиков-разведчиков вылетел заместитель командира авиаэскадрильи 158-го иап лейтенант А.В.Чирков. Обнаружив следовавших к городу два Хе-111 опытный истребитель зашёл на врага со стороны солнца и  прицельным огнём поджёг ведущего пары, затем не прекращающейся настойчивой атакой загнал фашиста в землю.

Через день лётчик 154-го иап старший лейтенант П.А.Покрышев перехватил «Юнкерс-88» и в коротком воздушном бою сбил бомбардировщик. Впоследствии он стал прославленным асом ленинградского неба, дважды Героем Советского Союза.

24 июня на базе Ленинградского военного округа создан Северный фронт (командующий ген.-л-т М.М.Попов). В состав фронта перешли 7-й авиационный корпус ПВО, 2-й корпус ПВО и бригадные районы ПВО (Выборгский, Псковский, Лужский, Петрозаводский и Мурманский) Северной зоны ПВО.

К концу июня немецкие самолёты всё чаще появлялись на дальних юго-западных подступах к Ленинграду. Их встречали лётчики-истребители ПВО и для пресечения дальнейшего полёта применяли бортовое оружие, а часто и грозный приём – воздушный таран. 28 июня лётчики 158-го иап П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев уничтожили вражеские «юнкерсы» методом тарана в районе города Остров. На следующий день лётчик того же полка М.П.Жуков неотступным преследованием загнал самолёт противника в Псковское  озеро. Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 июля этим лётчикам присвоены звания Герой Советского Союза.

С 10 июля 1941 г. на юго-западе немецко-фашистские войска  активизировали наступление к Ленинграду. С севера перешли в наступление финские войска. Началась битва советских войск за Ленинград. Для улучшения стратегического руководства войсками Государственный Комитет Обороны 10 июля образовал Главное командование Северо-Западного направления: главнокомандующим назначен Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов, членом Военного совета – секретарь ЦКВКП(б), Ленинградских обкома и горкома партии А.А.Жданов, начальником штаба – генерал-майор М.В.Захаров. Командующим ВВС направления стал командующий ВВС Северного фронта генерал-майор авиации А.А.Новиков. 

В Москве Ставка Главного Командования преобразована в Ставку Верховного Командования  (председатель И.В.Сталин). С 8 августа она преобразована в Ставку ВГК.

На дальних подходах к Ленинграду активно действовали зенитно-артиллерийские части Лужского бригадного района ПВО (командующий генерал-майор артиллерии С.Е.Прохоров), которые к 15 июля сбили 19 самолётов противника. 20 июля истребители 7-го авиационного корпуса ПВО в районе Красногвардейск (Гатчина) в воздушных боях сбили 10 самолётов противника, пытавшихся прорваться к Ленинграду.

22.7.1941 г. ГКО принял постановление «О противовоздушной обороне г. Ленинграда», намечавшее в 2,2 раза увеличить кол-во самолётов в 7-м истребительном авиационном корпусе (с 244 до 540) и значительно усилить состав зенитной артиллерии существующих полков 2-го корпуса ПВО. 23 июля управление Северной зоны ПВО временно свёрнуто. Командовавший зоной генерал-майор артиллерии Ф.Я. Крюков назначен начальником ПВО Северного фронта.  Решением командования фронта формируются отдельные железнодорожные зенитно-артиллерийские батареи (в августе – три, в сентябре и октябре – по одной).

С 8-10 августа начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. 19 августа противник захватил Новгород, 20 августа – Чудово, перерезал шоссе и железную дорогу Москва-Ленинград. На олонецком и петрозаводском направлениях противник вышел на р. Свирь. На Карельском перешейке финские войска, начав наступление с 31 июля, к концу августа вышли к линии старой государственной границы. 30 августа оккупирован г. Выборг (Виипури). Части Выборгского бригадного района ПВО (командующий майор И.Н.Бодухин) передислоцированы на оборону ст. Волховстрой.

23 августа Ставка ВГК разделила Северный фронт на Карельский (командующий генерал-лейтенант В.А.Фролов) и Ленинградский (командующий генерал-лейтенант М.М.Попов) фронты. 27 августа расформировано Главное командование Северо-Западного направления, фронты перешли в непосредственное подчинение Ставке ВГК.

В конце августа противник возобновил наступление вдоль шоссе Москва-Ленинград и перерезал железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. 2 сентября оккупирована Мга, 8 сентября – Шлиссельбург (Петрокрепость). Началась блокада Ленинграда. Сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

9 сентября немецко-фашистские войска нанесли главный удар из района западнее г.Красногвардейска. 12 сентября оккупирован город Красное Село, 13 сентября - Красногвардейск (Гатчина), советские войска оттеснены к юго-западным окраинам Ленинграда. 17 сентября Военный совет Ленинградского фронта (командующий войсками фронта с 10.9 генерал армии Г.К.Жуков) издал приказ, в котором потребовал: «Ни шагу назад с занимаемого рубежа!». Попытки противника прорваться через Неву навстречу финским войскам, а также с юга штурмом взять город оказались безуспешными. В конце сентября фронт под Ленинградом стабилизировался

С приближением наземных войск противника к Ленинграду значительно усложнились действия прикрывавших город сил ПВО в связи с сокращением количества аэродромов до 4 и свёртыванием значительной. части постов ВНОС (на блокированной территории действовали лишь 62 поста). Основным средством обнаружения воздушных целей стали радиолокационные установки. Непосредственно Ленинград обеспечивали пять  РУС-2, размещённые в пунктах Токсово, Агалатово, Ириновка, Волково кладбище и Большая Ижора.

В сентябре люфтваффе продолжали вести активные действия в районе Ленинграда, поддерживая наступающие войска и осуществляя налёты на город. 8 сентября  при массированном налёте на город было сброшено 48 фугасных бомб весом по 250-500 кг каждая и 6327 зажигательных авиабомб, вызвавших 178 очагов пожара. Зенитная артиллерия 2-го корпуса ПВО и истребители 7-го ак ПВО отражали воздушный налёт.

Гитлеровцы планировали полностью разрушить Ленинград. На Нюрнбергском процессе 1945-1946 гг. была обнародована секретная директива германского военно-морского штаба № 1-а 1601/41 от 22 сентября 1941 г. «О будущности города Петербурга». В ней записано: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у её новой границы…Предложено тесно блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…» (Нюрн. пр. Сборник материалов в двух томах. Изд. 3-е, т.1. М., 1955, с. 783). 

В середине октября противник развернул наступление на тихвинском направлении. 8 ноября захвачен г. Тихвин и перерезана железная дорога с юго-востока к Ладожскому озеру. Но прорваться к р. Свирь на соединение с финскими войсками немцам не удалось. Советские войска 10 ноября начали Тихвинскую наступательную операцию, продвинулись в ноябре-декабре на 100 – 120 км, чем обеспечили сквозное движение по железной дороге до ст. Войбокало для грузов по водному пути через Ладогу. 9 декабря 1941 г. Тихвин освобождён войсками 4-й отдельной армии.

9 ноября 1941 г. постановлением ГКО были созданы Войска ПВО территории страны (командующий генерал-лейтенант М.С.Громадин).   Северная зона ПВО была расформирована, ответственность за противовоздушную оборону Ленинграда и других объектов тыла на блокированной территории возлагалась на командующего войсками Ленинградского фронта, в оперативное подчинение которого перешел и БФ. В его подчинении находились и соединения ПВО, оборонявшие Ленинград и пути сообщения с ним. Командиром 2-го корпуса ПВО назначен генерал-майор береговой службы Г.С.Зашихин (с должности помощника командующего Балтийским флотом по ПВО). 

Водная трасса по Ладожскому озеру была введена в действие на основании постановления ГКО «О транспортировке грузов для Ленинграда» и постановления Военного совета Ленинградского фронта от 1.9.1941 г. В период навигации перевозки производились кораблями Ладожской военной флотилии и судами Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец. Первые суда с грузами для Ленинграда вышли 4 – 6 сентября из Лодейного Поля, первый конвой судов прибыл в Осиновец 12 сентября: доставлено в город 800 т зерна, а также 60 т боеприпасов для Ленинградского фронта.

Противовоздушную оборону наиболее важных объектов на р. Свирь и перевалочных баз на восточном берегу Ладожского озера осуществлял Свирский бригадный район ПВО (командующий районом полковник Ф.А.Ламинский, с 10 октября – комбриг Л.В.Нечаев). Для ПВО станции Ладожское озеро и пристани Осиновец был развёрнут 25-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (озад). В его составе было три батареи (зенитных орудий 85 мм – 8, 37 мм – 4) и два пулемётных взвода. Ночную стрельбу обеспечивали два прожекторных взвода (4 прожектора и 2 звукоулавливателя). С 22 сентября противовоздушную оборону водной трассы и мыса Осиновец осуществлял Ладожский бригадный район ПВО (командующий районом генерал-майор артиллерии С.Е.Прохоров).

С 22 ноября 1941 г. вступила в действие Ладожская ледовая трасса. Она была названа «Дорогой жизни». В первую блокадную зиму 1941/42 по ней было доставлено Ленинграду более 360 тыс. т грузов, в т.ч. около 32 тыс. т боеприпасов и взрывчатки, около 35 тыс. т горючего и смазочных материалов, с полным вооружением в город переправлены шесть стрелковых дивизий и танковая бригада. Одновременно из Ленинграда эвакуировано 539 400 чел., около 3700 вагонов промышленного оборудования.

5 апреля 1942 г. на основе постановления ГКО на базе 2-го корпуса ПВО создана Ленинградская армия ПВО (командующий генерал-майор береговой службы Г.С.Зашихин), которая оставалась в составе Ленинградского фронта до полного снятия блокады города. В состав Ленинградской армии ПВО вошёл 7-й авиационный корпус ПВО.

В апреле 1-м воздушным флотом Германии была проведена операция «Айсштосс» («Ледовый удар») по кораблям, вмерзшим в лёд на Неве и в Кронштадте. В массированных налётах (4, 5, 24, 25, 27 и 30 апреля) участвовало свыше 300 бомбардировщиков и штурмовиков, прикрываемых истребителями. Усилиями сил и средств Ленинградской армии ПВО, ПВО Краснознамённого Балтийского флота, а также ВВС Ленинградского фронта попытки противника уничтожить корабли БФ были сорваны. 78 самолётов противника были уничтожены.

6 августа 1942 г. Свирский и Ладожский бригадные районы ПВО реорганизованы в Ладожский дивизионный район ПВО (командующий районом генерал-майор артиллерии С.Е.Прохоров). Зенитная артиллерия на обороне основных баз на западном и восточном берегу озера, железнодорожных станций Жихарево, Войбокало, баз снабжения в районе этих станций была сведена в три зенитные артиллерийские группы: Осиновецкую, Кобонскую и Волховскую. Зенитные средства были установлены и на о.Зеленец. В зимний период трасса имела зенитное прикрытие на всём её протяжении.  Зенитчики, прикрывавшие «Дорогу жизни», в течение 5 месяцев  непрерывно находились на льду Ладожского озера, отражая удары авиации противника.

Авиационное прикрытие ладожской транспортной магистрали осуществлялось авиационными полками 7-го ак ПВО, авиации БФ и ВВС Ленинградского фронта. Эти авиаполки (от трёх до шести) оперативно подчинялись командующему Ладожским районом ПВО.

До октября 1941 г., когда главной целью врага был захват Ленинграда, удары его авиации нацеливались в основном на город. После краха замысла овладеть Ленинградом наземными войсками основные усилия  ВВС противника были направлены на разрушение коммуникаций, связывавших блокированный город со страной, и прежде всего «Дороги жизни». Но налёты на город продолжались. До 17 сентября 1943 г. всего в границах Ленинградской армии ПВО противник осуществил 272 налета (из них 193 ночью), произведя при этом свыше 19 тысяч самолётовылетов. Интенсивность и направленность воздушных ударов зависели не только от планов противника, но и от обстановки на фронте. За это время в налётах на Ленинград участвовало 4770 самолётов (73,3% общего числа бомбивших город за время войны). Всего с июня 1941 по сентябрь 1943 г. к городу прорвалось 763 самолёта, сбросивших свыше 105 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, которые вместе с разрывами более 150 тыс. артиллерийских снарядов противника привели к огромным разрушениям и человеческим жертвам.  

В январе 1943 г. войска Волховского (командующий генерал армии К.А.Мерецков) и Ленинградского (командующий генерал-полковник Л.А.Говоов) фронтов провели операцию «Искра» южнее Ладожского озера по прорыву блокады Ленинграда. В первый день операции (12 января) для прикрытия ударной группировки войск из состава Ленинградской армии ПВО были выделены четыре зенитных артиллерийских полка (189, 351, 194 и 115), а также пять авиационных полков 7-го авиакорпуса ПВО (70 истребителей). В этот день, прикрывая при форсировании по льду Невы ударную группировку Ленинградского фронта, лётчики 7-го ак ПВО уничтожили 14 самолётов противника. Встречные удары войск фронтов привели к их встрече 18 января в районе рабочих посёлков №1 и №5. В тот же день войсками Ленфронта освобождён Шлиссельбург (Петрокрепость). 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Вдоль берега Ладожского озера был образован коридор шириной 8 – 11 км, восстановивший сухопутную связь Ленинграда со страной. Дальнейшее наступление советских войск на юг развития не получило, операция фронтов завершена 30 января. В ходе операции «Искра»  зенитной артиллерией Ленинградской армии ПВО уничтожено 32 самолёта противника. Лётчики 7-го ак ПВО выполнили 917 самолётовылетов, провели 89 групповых воздушных боёв, в которых сбили 54 самолёта.

Зимой 1942/43 г. ледовая трасса обеспечила доставить в Ленинград 214 тыс. т грузов и эвакуировать из города 89 тыс. человек. Все налёты немецко-фашистской авиации успешно отражались, работа коммуникации с ноября 1942 по март 1943 г. не нарушалась.

Однако полностью связь города со страной не была восстановлена. Все основные железные дороги, ведущие в Ленинград, были перерезаны противником. Обстрел Ленинграда из дальнобойных орудий продолжался, проводились также бомбардировочные ночные и дневные налёты на город.

23 марта 9 бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием 6 истребителей пытались пройти к городу, но в районе Красный Бор, Пушкин были встречены истребителями 158-го иап. Четвёрка истребителей во главе с Героем Советского Союза С.Г.Литавриным вступила в бой, уничтожила 4 вражеских самолёта, остальные обратились в бегство. До конца 1942 г. командир эскадрильи капитан С.Г.Литаврин в 55 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. 28 января 1943 г. ему было присвоено звание Героя.

25 марта 15 самолётов люфтваффе пытались нанести бомбовый удар по 5-й ГЭС Ленинграда. Зенитные батареи, прикрывавшие объект, не допустили прицельного бомбометания и уничтожили 4 вражеских самолёта. 7 апреля 3-му дивизиону 351-го зенитного артиллерийского полка, надёжно прикрывающему 5-ю ГЭС, вручён орден Красного Знамени.

С 15 по 23 июня 1943 г., прикрывая с воздуха город Волхов, Волховскую ГЭС, железнодорожные мосты через р. Волхов, истребители ПВО в воздушных боях сбили 58 вражеских самолётов, из них 6 ночью. 7 июля 1943 г. 7-й авиационный корпус ПВО преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиационный  Ленинградский корпус ПВО (командир корпуса генерал-майор авиации Н.Д.Антонов). Преобразованы в гвардейские два его истребительных авиационных полка: 124-й (в 102-й ) и 158-й (в 103-й).

С 22 июля по 4 августа соединения войск Ленинградского и Волховского фронтов вели бои на мгинском направлении. Авиационную поддержку наступления осуществляли авиаполки  ВВС фронтов и 2-го гвардейского истребительного авиационного Ленинградского корпуса ПВО. 1 августа, выполняя боевую задачу прикрытия войск фронта, 8 истребителей ПВО под командой Героя Советского Союза капитана В.Н.Харитонова вступила в бой с превосходящей по численности группой самолётов противника, сбила 6, потеряв один свой самолёт. 4 августа на синявинском направлении истребители ПВО сбили 6 самолётов противника

С июня 1941 г. в авиаполках ПВО Ленинграда в воздушных боях добывал победы лётчик-истребитель А.Т.Карпов. К середине августа 1943 г. он произвёл 370 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника и 7 в группе. 3 сентября он провёл в течение дня 3 воздушных боя и уничтожил бомбардировщик Ю-88. 28 сентября гвардии капитану А.Т.Карпову присвоено звание Герой Советского Союза.

С целью разгромить противника под Ленинградом и Новгородом и полностью снять блокаду Ленинграда была проведена Ленинградско-Новгородская операция войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов совместно с Балтийским флотом (с 14 января 1944 г. по 1 марта 1944 г.). С целью полностью деблокировать Ленинград в январе проведена Красносельско-Ропшинская наступательная операция, в ходе которой 19 января освобождены от оккупантов Красное Село, Ропша. С 14 января по 15 февраля проведена Новгородско-Лужская наступательная операция; 20 января войсками Волховского фронта освобождён Новгород, 12 февраля – Луга войсками Ленинградского фронта. В ходе Ленинградско-Новгородской операции 27 января 1944 г. блокада Ленинграда полностью снята. В Ленинградско-Новгородской операции Ленинградская армия ПВО (командующий генерал-майор артиллерии П.Ф.Рожков) выполняла задачи авиационного прикрытия боевых порядков войск 2-й ударной и 42-й армий. В ходе наступления войск в районах Красное Село, Урицк два зенитно-артиллерийских полка привлекались для артиллерийского обеспечения частей 42-й армии. Особенно успешно действовал в боях 169 зенап (командир полковник П.Д.Гордиенко), оказавший помощь своим огнём прорвать долговременную оборону немцев. За умелые действия полк был награждён вторым орденом Красного Знамени и получил почётное наименование «Красносельский». В феврале 1944 г. зенитные артиллерийские дивизионы Ладожского дивизионного района ПВО поставлены на прикрытие освобождённых от прикрытия городов (Гатчина, Ропша, Волосово, Чудово). В мае 1944 г. Ладожский дивизионный район ПВО преобразован в 77-ю дивизию ПВО (командир полковник Н.В.Травин).

Постановлением Государственного комитета обороны от 29 марта 1944 г. в состав Ленинградской армии ПВО вошли вновь сформированные части ПВО: четыре зенитно-артиллерийских полка, четыре истребительных авиационных полка. Ранее развёрнутые на боевых позициях и поступившие зенитно-артиллерийские полки в мае 1944 г. были переформированы в отдельные зенитно-артиллерийские бригады ПВО.

С 10 июня по 9 августа 1944 г. была проведена завершающая операция битвы за Ленинград – Выборгско-Петрозаводская стратегическая наступательная операция войск Ленинградского и Карельского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями.  В ходе операции советские войска нанесли крупное поражение финской армии и продвинулись на глубину 110 – 250 км, ликвидировали угрозу Ленинграду с севера и северо-востока. 19 сентября 1944 г. Финляндия вышла из войны против Советского Союза.

   Части Ленинградской армии ПВО принимали участие в операции, осуществляя авиационное прикрытие наступающих войск, сопровождение бомбардировщиков, обороняли тыловые объекты от ударов с воздуха. Истребительные авиаполки 2-го гвардейского истребительного авиационного Ленинградского корпуса ПВО уничтожили свыше 100 вражеских самолётов. Три авиационных полка (11, 27 и 102 гв. иап) удостоены почётного наименования «Выборгских». Командир эскадрильи 27 гв. иап Герой Советского Союза гвардии капитан А.Т.Карпов к июню 1944 г. совершил 421 боевых вылета, провёл 94 воздушных боёв, сбил лично 26 самолётов противника и 7 в группе, за что 22 августа он награждён второй медалью Золотая Звезда). 20 октября 1944 г. А.Т.Карпов погиб при выполнении боевого задания.

 За годы войны войска ПВО при прикрытии Ленинграда уничтожили  1561 вражеских самолётов, при защите «Дороги жизни» - 392 самолёта. Самоотверженными действиями частей и соединений ПВО Ленинграда внесён достойный вклад в защиту города от разрушений и спасении жизней многих жителей.

Личный состав войск ПВО Ленинграда проявил в боях высокое воинское мастерство, мужество и героизм. Свыше 25 тыс. воинов  были награждены орденами и медалями, а 22 человека удостоены звания Героя Советского Союза, в т.ч. Карпов Александр Терентьевич – дважды.

Голотюк Василий Леонтьевич, военный лётчик 1 кл., служил на лётных должностях в авиаполках (29, 57 гв. и 177 иап) Ленинградской армии ПВО в 1953 – 1968 гг., полковник в отставке

27 января 2021 г.    

Ваша сообщение отправлено!

Вход

Для входа используйте email и пароль.

Регистрация

Пожалуйста заполните следующую информацию.

Забыли пароль

Пожалуйста введите ваш email и мы сможем отправить вам email с новым паролем.