Авторизация / Регистрация

Межрегиональная общественная организация "Союз ветеранов Войск ПВО"

История 54-го гв. Краснознамённого Керченского ИАП

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

о боевом пути 54 гвардейского истребительного авиационного

Керченского Краснознаменного полка

 

ВОЕННЫЙ ПЕРИОД

 

237 истребительный авиаполк (с 1943 года – 54 гвардейский истребительный авиационный полк) был сформирован 15 мая 1941 года на аэродроме Ораны (ныне город Варена, Литовской Республики).

Входил в состав 57 сад. 22.06.41 г. базировался на аэродроме Ораны Литовской ССР. На вооружении имел самолеты И-153.

После тяжелых боев 20.07.1941 года был выведен на переформирование. Перевооружен на истребители Як-1.

С 21.08.41 г. короткое время действовал в составе 1 раг на Юго-Западном фронте.

С сентября 1941 г. действовал в подчинении ВВС Брянского фронта.

В начале октября 1941 г. выведен на переформирование.

С 10.01.42 г. действовал на Калининском фронте в составе 31 сад.

С марта введен в состав ВВС 39 армии.

В период 10.05.42 - 22.05.42 г. вел воздушные бои в Крыму в составе 15 уаг.

В августе 1942 г. вошел в состав 220 иад, позднее получившую гвардейское звание 1 гиад. В составе этой дивизии прошел до конца войны.

В период 28.08.42 - 03.02.43 г. участвовал в боях за Сталинград на Донском фронте (с 15.02.43 г. - Центральный фронт).

Летом 1943 г. участвовал в Курской битве. На вооружении в этот период наряду с самолетами Як-1 имел самолеты Як-9.

В январе 1944 г. выведен в резерв и до лета был перевооружен истребителями «Аэрокобра».

С июня 1944 г. до конца войны воевал на 1 Белорусском фронте.

В действующей армии:

22.06.41 - 20.07.41 (237 иап)

21.08.41 - 05.10.41 (237 иап)

10.01.42 - 06.03.42 (237 иап)

10.05.42 - 22.05.42 (237 иап)

28.08.42 - 03.02.43 (237 иап)

03.02.43 - 09.01.44 (54 гиап)

01.06.44 - 07.09.44 (54 гиап)

21.11.44 - 09.05.45 (54 гиап)

Бои под Москвой и в Крыму, оборона Сталинграда, Курская битва, участие в воздушных боях в операциях в Белоруссии, Польше, Германии - таковы основные вехи боевого полка.

За образцовое выполнение заданий и проявленный при этом героизм, доблесть и мужество приказом Народного Комиссара обороны СССР № 54 от 03.02.43 г. и Директивой Штаба ВВС КА №. 511836 от 7/11.02.43 г. 237 истребительный авиационный полк 220 истребительной авиационной дивизии 16 Воздушной армии преобразован в 54 гвардейский истребительный авиационный полк, а 220 авиадивизия в 1 гвардейскую истребительную авиационную дивизию.

За беспримерные бои по обороне города Керчи и Керченского полуострова от немецко-фашистских захватчиков, 54 гвардейский истребительный авиационный полк Приказом Народного Комиссара обороны СССР от 04.05.1943 № 207 получил собственное почетное наименование «Керченский».

В 1943 году полк Военным Советом 16 воздушной армии во главе с командующим генералом С.Руденко был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Ходатайство было поддержано Военным Советом Центрального фронта во главе с Маршалом Советского союза К.Рокоссовским, но в связи с убытием полка в резерв для переформирования и получения новой техники, представление было отложено. Ветераны 1 гвардейской Волгоградско-Берлинской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии и 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского полка на протяжении многих лет добивались восстановления исторической несправедливости.

Указом Президента СССР 1990 года 54 гвардейский истребительный авиационный полк за беспримерное мужество личного состава полка в годы Великой Отечественной войны, по ходатайству Советов ветеранов дивизии и полка, был награжден орденом Красного Знамени. Орден Красного Знамени вручил командующий истребительной авиации войск ПВО генерал-лейтенант авиации О.Анисимов.

Подвиги офицеров и солдат полка неоднократно были отмечены орденами и медалями, а восемь летчиков были удостоены звания Герой Советского Союза. За годы Великой Отечественной войны летчики полка совершили более семи тысяч вылетов, провели свыше 600 воздушных боев, сбили 260 самолетов противника.

Командирами полка были капитан Иван Павлович Суворов, полковник Андрей Борисович Юмашев, майор Александр Борисович Исаев, майор Михаил Дмитриевич Мордвинов. С 21 октября 1942 года по 1946 год бессменным командиром полка являлся подполковник Евгений Петрович Мельников.


Евгений Петрович Мельников

Места службы: 43 иап - 06.41÷12.42 - Командир полка

237 иап/54 гвиап 12.42÷05.45 Командир полка

Боевых вылетов: 405

Воздушных боев: 95

Воздушных побед: 16 индивидуальных и 5 в группе

Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, медалями.

 

ЛЕТЧИКИ ПОЛКА - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 

Герой Советского Союза полковник Балюк Иван Фёдорович

30.04.1919 - 13.01.1993

Балюк Иван Фёдорович - командир эскадрильи 54-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии Центрального фронта, гвардии капитан.

Родился 30 апреля 1919 года в городе Кролевец ныне Сумской области (Украина) в семье рабочего. Украинец. Окончил 7 классов неполной средней школы, в 1937 году – Конотопский строительный техникум.

В Красную Армию призван в 1937 году Конотопским районным военкоматом Сумской области. В 1940 году окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Северо-Западном, Западном, Ленинградском, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года.

Командир эскадрильи 54-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) гвардии капитан Балюк к июню 1943 совершил 300 боевых вылетов, в 135 воздушных боях сбил лично 14 самолетов противника и 3 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану Балюку Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1124).

Всего за годы войны произвёл более 500 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 25 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Освоил многие типы реактивных истребителей. С 1973 года полковник И.Ф.Балюк – в запасе.

Жил и работал в городе Ростове-на-Дону. Умер 13 января 1993 года. Похоронен в Ростове-на-Дону.

Награжден орденом Ленина (24.08.1943), 2 орденами Красного Знамени (11.02.1942; 30.01.1943), орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (7.12.1942; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями.

В городе Кролевец на здании школы №1, в которой учился И.Ф.Балюк, установлена мемориальная доска.

 

Герой Советского Союза полковник Батяев Василий Сергеевич

11.02.1920 - 28.05.1970

Батяев Василий Сергеевич – летчик 54 гвардейского Керченского авиационного полка, командир авиаэскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 11 февраля 1920 года в деревне Тенёво ныне Вадинского района Пензенской области. Русский. С начала 1930-х годов жил в городе Сталиногорск (ныне – Новомосковск) Тульской области. В 1936 году окончил 8 классов школы. Работал электромонтёром на Сталиногорском химическом комбинате. В 1938 году окончил Сталиногорский аэроклуб. В армии с февраля 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Киевском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-январе 1943 – лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 88-го истребительного авиационного полка, 54 гвардейского истребительного авиационного полка. В 1943 году окончил Липецкие курсы усовершенствования офицерского состава. В июле 1943-мае 1945 – командир авиаэскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Сражался на Южном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на юге Украины, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. Был дважды ранен (23 августа и 21 октября 1941 года). За время войны совершил 641 боевой вылет на истребителях И-16, Як-1, Як-9 и Р-39 «Аэрокобра», участвовал в 233 воздушных боях, сбил лично 9 и в составе группы 11 самолётов противника (по другим сведениям – 19 и 7 соответственно).

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года майору Батяеву Василию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6204).

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС, был штурманом и заместителем командира авиаполка по лётной части. В 1948 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1954 году – Военно-воздушную академию (Монино). Продолжал службу в авиации ПВО. В 1954-1956 – начальник цикла тактики Центральных курсов усовершенствования ПВО, с 1956 – начальник отдела боевой подготовки авиакорпуса ПВО. С 1961 года полковник В.С.Батяев – в запасе.

Полковник (1955). Награждён орденом Ленина (1946), 4 орденами Красного Знамени (1941, февраль 1942, май 1942, 1943), орденами Александра Невского (1945), Красной Звезды (1954), медалями.

 

Герой Советского Союза Бенделиани Чичико Кайсарович

29.01.1913 - 20.07.1944

Бенделиани Чичико Кайсарович - штурман 54-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), гвардии майор.

Родился 29 января 1913 года в селе Чохатаури, ныне посёлок городского типа (Грузия) в крестьянской семье. Грузин. Член ВКП(б) с 1940 года. Окончил 7 классов. В 1933 году окончил сельскохозяйственный техникум. Работал экспедитором и одновременно учился в Тбилисском аэроклубе имени В.П. Чкалова.

В Красной Армии с 8 сентября 1935 года. В 1937 году окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. Служил пилотом, младшим лётчиком, командиром звена 5-й эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (ВВС Киевского Особого военного округа).

С началом Великой Отечественной войны - на фронте. Боевой счёт открыл в первые же дни войны, сбив в воздушном бою, на подступах к столице Украинской ССР - городу Киеву, вражеский бомбардировщик.

В июле 1941 года командир звена 43-го истребительного авиационного полка (ВВС 21-й армии, Юго-Западный фронт) лейтенант Чичико Бенделиани в составе четвёрки истребителей И-16 барражировал над передним краем. Советские лётчики обнаружили большую группу бомбардировщиков противника, которые в сопровождении истребителей направлялись бомбить переправу. В завязавшемся воздушном бою Бенделиани израсходовал все боеприпасы. Тогда он решил пойти на таран. Плоскостью своего истребителя он срезал хвостовое оперение «Me-109». Тот камнем рухнул на землю. Бенделиани покинул повреждённый самолёт и приземлился на парашюте в расположении наших войск. За этот подвиг он был награждён орденом Ленина.

В дальнейшем, Ч.К. Бенделиани воевал под Сталинградом, прикрывая наземные войска и переправы через Дон; сопровождал бомбардировщики и штурмовики. Часто водил группы на боевые задания, показывая молодым лётчикам наиболее эффективные приёмы ведения воздушного боя. В воздушных боях под Сталинградом он сбил 5 бомбардировщиков противника.

Летом 1943 года воевал на Курской дуге. Штурман 54-го гвардейского истребительного авиаполка (1-я гвардейская истребительная авиадивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) гвардии майор Бенделиани Ч.К. к июню 1943 года совершил 385 боевых вылетов, в 72-х воздушных боях сбил лично 7 и в группе 12 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии майору Бенделиани Чичико Кайсаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1741).

20 июля 1944 года заместитель командира 54-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии майор Бенделиани вылетел во главе пары «P-39» на сопровождение штурмовиков в район Западного Буга. Над целью штурмовики были атакованы шестёркой вражеских «фокке-вульфов» - «FW-190». Завязался ожесточённый и длительный воздушный бой. В этом бою Бенделиани сбил один «Фокке-Вульф» и подбил второй. В это время штурмовики выполнили свою задачу и повернули назад. Сражаясь с четырьмя оставшимися «Фокке-Вульфами», Бенделиани заметил, как появилась новая пара немецких истребителей и направилась вслед за штурмовиками. Он кинулся на выручку. Меткой очередью он сбил ведущего пары и уже начал выполнять боевой разворот, как попал под огонь преследовавшей его четвёрки и был смертельно ранен. Истекая кровью, мужественный лётчик сумел посадить свою подбитую «Аэрокобру» возле переднего края, после чего умер на руках подобравших его пехотинцев...

Похоронен в селе Бытень Ковельского района Волынской области Украины.

Всего за годы войны Ч.К. Бенделиани совершил более 400 боевых вылетов, сбил лично 12 и в группе 20 вражеских самолётов.

Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.

2 ноября 1965 года приказом Министра обороны СССР гвардии майор Бенделиани Ч.К. навечно зачислен в списки 1 авиационной эскадрильи 54 гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного Керченского полка.

В городе Ковель Волынской области на мемориале Славы установлен барельеф Героя. Его имя носят улицы в городах Луцк (Волынская область) и Тбилиси (Грузия), сельскохозяйственный техникум в посёлке городского типа Чохатаури. Имя Чичико Кайсаровича Бенделиани выбито на стеле на аллее Героев в Волгограде.

 

Герой Советского Союза Дубенок Геннадий Сергеевич

01.01.1920 - 17.12.2004

Дубенок Геннадий Сергеевич – летчик 54 гвардейского Керченского истребительного авиационного полка, командир эскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии Центрального фронта, гвардии капитан.

Родился 1 января 1920 года в деревне Красково ныне Пустошкинского района Псковской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1927 году семья переехала в город Великие Луки Псковской области. Окончив школу ФЗУ, поступил в Великолукский аэроклуб, работал слесарем-инструментальщиком на заводе в Ленинграде (с 1965 года – город-герой, с 1991 года – Санкт-Петербург).

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 года, вступив в битву с врагом лётчиком-истребителем на Юго-Западном фронте. Был командиром авиационного звена, заместителем командира эскадрильи 512-го истребительного авиационного полка, заместителем командира эскадрильи 55-го гвардейского истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии. Воевал на Донском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Активный участник Сталинградской битвы.

В конце августа 1942 года гитлеровская авиация начала массированные бомбардировки Сталинграда (с 1961 года – Волгоград, с 1965 года – город-герой). В это время летчики 53-го гвардейского истребительного авиационного полка совершали до пяти боевых вылетов в день. В один из таких дней командир эскадрильи Дубенок Г.С. сбил лично два «юнкерса» и ещё два в групповом бою.

Командир эскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) гвардии капитан Геннадий Дубенок к июню 1943 года совершил триста один успешный боевой вылет на штурмовку вражеских аэродромов и самолётов, в девяносто пяти воздушных боях лично сбил девять самолетов противника и семь - в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Дубенку Геннадию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1093).

Всего за годы войны отважный лётчик-истребитель совершил триста семьдесят два успешных боевых вылета, провел сто воздушных боёв, в которых лично сбил двенадцать и в составе группы одиннадцать самолётов противника.

После войны Г.С. Дубенок продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию и адъюнктуру при ней, затем работал там же преподавателем и старшим преподавателем. С 1978 года полковник Дубенок Г.С. - в отставке. Жил в посёлке городского типа Монино Щелковского района Московской области. Скончался 17 декабря 2004 года. Похоронен в Монино на Гарнизонном кладбище.

Награжден орденом Ленина (24.08.43), двумя орденами Красного Знамени(09.12.41; 19.07.42), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.85) и 2-й (30.01.43) степени, Красной Звезды (30.04.54), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.75), медалями.

Его имя выбито на стеле на Аллее Героев в Волгограде.

 

Герой Советского Союза Кобылецкий Иван Иванович

10.08.1916 - 24.07.1986

Кобылецкий Иван Иванович – летчик 54 гвардейского Керченского истребительного авиационного полка, заместитель командира 53-го гвардейского истребительного авиационного Сталинградского ордена Ленина полка 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, гвардии майор.

Родился 10 августа 1916 года в городе Бирзула, ныне Котовск Одесской области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил семь классов неполной средней школы в Котовске. С 1930 года жил в Оренбурге, где окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза на станции Оренбург.

В 1936 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в национально-освободительной войне китайского народа против японских захватчиков.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Воевал на Юго-Западном, Донском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в обороне Киева, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Был тяжело ранен.

22 мая 1942 года И.И.Кобылецкий провёл с товарищами блестящий воздушный бой. Тогда он, в составе четвёрки истребителей, прикрывал действия наших наземных войск. Противник решил нанести по одному из участков фронта мощный бомбовый удар. Когда появились вражеские самолёты, наши пилоты насчитали 24 бомбардировщика и истребителя прикрытия. 24 против 4! Но советских лётчиков такое соотношение не испугало. Дерзкая, ошеломляющая атака строя вражеских бомбардировщиков расстроила планы противника. Побросав бомбы на головы своих же солдат, бомбардировщики повернули назад.

К тому времени опомнились истребители прикрытия. В течение 26 минут они пытались отогнать отважную четвёрку от своих подопечных, но сами получали удар за ударом. Задымил, снижаясь, один из «Хейнкелей». Взорвался в воздухе «Мессер». Второй, распоротый меткой очередью, врезался в землю. Рассеянная армада врагов позорно убралась с места боя на глазах тысяч людей, наблюдавших за ходом этой схватки с земли.

16 августа 1942 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.И.Кобылецкий в воздушном бою над своим аэродромом под Сталинградом на самолёте Як-1 таранил вражеский истребитель. Произвёл посадку на аэродроме.

17 августа 1942 года И.И.Кобылецкий на самолете ЯК-1 вступил в воздушный бой над Сталинградом против семи МЕ-109. Бой длился 20 минут. За это время старший лейтенант сбил самолёт противника и один подбил, но и его ЯК-1 охватило пламя. Руки и лицо обжигало, самолёт с каждой минутой становился всё менее управляемым, но Кобылецкий продолжал бой. И только на высоте триста метров он выбросился с парашютом. Момент приземления совпал с аэродинамическим ударом парашюта. В результате у него были сломаны два ребра грудной клетки и бедро правой ноги. Только 18 августа 1942 года раненого подобрали и отправили в госпиталь Сталинграда.

25 августа 1942 года И.И.Кобылецкий вместе с другими ранеными был направлен пароходом в Саратов, но по пути их штурмовали пятнадцать «мессершмиттов». Паровые котлы взорвались, и старший лейтенант получил ожоги третьей степени плеч, лица, головы и рук. Но сила воли, любовь к жизни и ненависть к врагу перебороли смерть, И.И.Кобылецкий вплавь, часто теряя сознание, добрался до восточного берега Волги, где его на подводе отправили в саратовский госпиталь.

После госпиталя И.И.Кобылецкий возвратился в свою часть и продолжал уничтожать фашистских стервятников. В части о нем говорили: «Человек, победивший смерть» и добавляли: «И в воде не утонет, и в огне не сгорит».

Летом 1943 года на Курской Дуге, гвардии капитан И.И.Кобылецкий вылетел в составе четвёрки для патрулирования в заданном районе. В момент разворота в сторону солнца, он заметил большую группу вражеских самолётов. Группами по 4-6 машин FW-190 приближались к району Понырей.

Видимо противник рассчитывал неожиданно напасть на наших истребителей, расчистить небо для своих бомбардировщиков. Но «Яки» упредили врага. Со стороны солнца они перешли в атаку на ту группу «Фоккеров», которая несколько приотстала от общего боевого порядка. Снайперской очередью И.И.Кобылецкий сбил одного FW-190. Его напарники подожгли второй, который, не долетев до земли, взорвался в воздухе.

Первая группа «Фоккеров» ушла куда-то под облака, а с остальными завязался ожесточённый бой. Победителями вышли из него наши лётчики - потеряв ещё 3 машины, противник пикированием покинул поле боя.

17 июля 1944 года И.И.Кобылецкий вылетел во главе шестерки истребителей на штурмовку переправы через реку Вислу в районе Демблина. В воздушном бою над переправой он уничтожил два самолета ФВ-190, разбил переправу и уничтожил до взвода пехоты противника.

Только за четыре боевых дня, с 18 по 22 июля 1944 года, И.И.Кобылецкий сбил шесть самолётов противника ФВ-190.

Зам. командира 53 гиап гв. майор Кобылецкий к февралю 1945 г. произвел 451 боевой вылет, в 94 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы 9 самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года майору Кобылецкому Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2872).

С сентября 1948 года подполковник И.И.Кобылецкий - в отставке по болезни. Работал слесарем-лекальщиком, старшим контрольным мастером, инженером. Жил в Киеве. Скончался 24 июля 1986 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

 

Герой Советского Союза Михайлик Яков Данилович

07.05.1922 - 20.04.2011

Михайлик Яков Данилович – заместитель командира эскадрильи 54-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 7 мая 1922 года в селе Максимовка Кременчугского района Полтавской области в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил семь классов неполной средней школы. В 1937 году с отличием окончил училище при железнодорожной станции Казалинск Оренбургской железной дороги, получил специальность слесаря-паровозника. Свою трудовую деятельность начал в 1938 году в паровозном депо Кременчуг. Учился в аэроклубе.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. В составе 211-го истребительного авиационного полка вскоре прибыл в Подмосковье, где его полк вошёл в состав бригады Резерва Верховного Главнокомандования и, базируясь в Спас-Загорье, должен был прикрывать с воздуха подступы к столице.

В середине марта 1942 года, в небе Подмосковья, Я.Д.Михайлик открыл свой личный боевой счёт - сбил бомбардировщик Ju-88. Но над Медынью, уже в следующем боевом вылете, был сбит сам. Осколки снаряда оставили на теле множество шрамов, а некоторые так и остались под кожей.

Вскоре Я.Д.Михайлик был направлен в район Вольска, севернее Саратова, в 8-й запасной авиационный полк. В августе 1942 года, получив новые Як-1, 211-й истребительный авиационный полк был введён в состав 220-й истребительной авиационной дивизии 8-й Воздушной армии и направлен под Сталинград.

Полк приземлился на полевом аэродроме у совхоза «Сталинградский». По краям огромного поля уже стояли штурмовики Ил-2. Едва техники заправили самолёты бензином, маслом и сжатым воздухом, как поступил боевой приказ. Обстановка требовала немедленного ввода прибывающих полков в бой.

Прошло всего несколько дней беспрерывных схваток в небе — и в полку осталась лишь часть командного состава и несколько лётчиков. Сержанта Я.Д.Михайлика перевели в 237-й истребительный авиационный полк, а остальных отправили в тыл на переформирование.

С 237-м истребительным авиационным полком Я.Д.Михайлик прошёл от берегов Волги до Берлина - уже в составе 16-й Воздушной армии, куда его дивизию ввели 10 сентября 1942 года.

15 сентября 1942 года он сбил истребитель Ме-109. Вскоре «завалил» ещё одного «Мессера» лично и разведчик - корректировщик FW-189 - в группе. В ноябре 1942 года, в боях на Богучарском направлении, ему в прицел попался истребитель непонятного происхождения.

Когда Я.Д.Михайлик вернулся на свой аэродром, там уже было известно, что Як-1 с хвостовым номером «7» сбил самолёт противника «Макки-200». Больше он этих «Макки» нигде не встречал до самого конца войны.

19 ноября 1942 года Я.Д.Михайлик вновь был ранен. Тем не менее, к моменту окончания Сталинградской битвы в феврале 1943 года, он, начиная с 10 ноября 1942 года, одержал девять побед (семь самолётов противника сбил лично и два - в группе). Получил звание младшего лейтенанта и был награждён медалью «За оборону Сталинграда».

В январе 1943 года дивизия получила звание гвардейской и почётное наименование «Сталинградской», а 237-й полк стал 54-м гвардейским. Сражался на Донском фронте. 13 января Я.Д.Михайлик одержал сразу две победы.

Летом 1943 года полк воевал на Центральном фронте, где принял участие в Курской битве. 2 июня Я.Д.Михайлик сбил два новейших немецких истребителя FW-190, а спустя месяц - 5 июля 1943 года ему присвоили звание лейтенант.

В октябре 1943 года полк был перевооружён на американские самолёты Р-39 «Аэрокобра», в январе 1944 года начал участвовать в боевых действиях на вновь открытом 1-м Белорусском фронте, базируясь на аэродроме в Тростине.

В то время Я.Д.Михайлик часто принимал участие в сопровождении групп Ил-2 и Пе-2, во время этих операций уничтожил несколько вражеских самолётов. Так, 22 июня 1944 года сбил истребитель FW-190, 20 июля - сразу два «Фоккера», затем и сам был подбит (в третий раз) — к счастью, и тогда обошлось без госпиталя.

Затем была Польша. В августе 1944 года Я.Д.Михайлик стал старшим лейтенантом. В 1945 году, по-прежнему в составе 54-го гвардейского истребительного авиационного полка, воевал уже над территорией Германии.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 54-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Я.Д.Михайлик совершил 316 боевых вылетов, в 73 воздушных боях сбил лично 17 и в группе 6 самолётов противника. Ещё два самолёта уничтожил на земле.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Якову Даниловичу Михайлику присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9060).

После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. С 1976 года полковник Я.Д.Михайлик - в запасе. Работал в Министерстве путей сообщения. Жил в Москве. Скончался 20 апреля 2011 года.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

 

Герой Советского Союза Поляков Виталий Константинович

11.04.1923 г.

Поляков Виталий Константинович - старший лётчик 54-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), гвардии младший лейтенант.

Родился 11 апреля 1923 года в деревне Аборино Большесельского района Ярославской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. В 1930 году переехал с семьёй в Москву. Окончил 9 классов средней 554-й школы и Пролетарский аэроклуб Москвы.

В Красной Армии с 1940 года. В марте 1941 года окончил 1-ю Серпуховскую объединённую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. В сентябре 1941 года Виталий Поляков попал в 8-й запасной истребительный авиаполк для переучивания на новую технику - истребитель Як-1.

В июне 1942 года сержант В. Поляков получил назначение в 237-й авиаполк, а в августе в составе 220-й авиадивизии 16-й воздушной армии прибыл на Сталинградский фронт. 30 августа 1942 в ходе воздушного боя он был ранен, но, несмотря на потерю крови, довёл свой истребитель до аэродрома.

После шестимесячного лечения Поляков получил назначение в свой же полк, ставший 54-м гвардейским истребительным авиационным полком.

После Сталинградской битвы он участвует в боевых действиях на Курской дуге. 5 июля 1943 года таранил самолёт противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1747) гвардии младшему лейтенанту Полякову Виталию Константиновичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 за воздушный таран.

 

Из боевой истории полка:

5 июля 1943 года фашистская армия перешла в наступление, стремясь взять реванш за сталинградский разгром. Непрерывными волнами шли группы немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей на нашу оборону. Командующий 16-й воздушной армией С. И. Руденко вспоминает об этом так: «Я был свидетелем многих воздушных боев, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества в борьбе раньше мне не приходилось видеть».

В первый день сражения отличился летчик 54-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант В. Поляков. Звено истребителей Як-1 вступило в бой с истребителями противника, прикрывавшими бомбардировщики Хе-111. В ходе боя В. Поляков атаковал пару Ме-109 и сбил один «мессер», продолжил сближение на максимальной скорости с еще одним вражеским самолетом. Но его истребитель был подожжен. У Полякова созрело молниеносное решение: таранить горящим истребителем бомбардировщик противника. Спикировав на Хе-111, ударом правой плоскости и винта он отбил хвост бомбардировщика, покинул поврежденный истребитель и на парашюте приземлился в районе своих войск. Атака была столь внезапной, дерзкой и ошеломляющей, что ни один из пяти членов экипажа Хе-111 не успел воспользоваться парашютом. Бомбардировщик с работающими двигателями, падая вертикально, врезался в землю.

Подвиг Виталия Полякова наблюдали сотни наших бойцов и командиров с земли, гордились самопожертвованием и мужеством летчика. Командующий 16-й воздушной армией С.И. Руденко и командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский представили отважного летчика к высшей награде. 2 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии младшему лейтенанту В.К. Полякову присвоено звание Героя Советского Союза.

После Курской битвы летчики 54-го гвардейского истребительного авиаполка переучиваются на новую материальную часть - американские истребители «Аэрокобра». В апреле 1944 года лейтенант Виталий Поляков назначается заместителем командира эскадрильи. Успешно выполняет боевые задания. Участвует в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, в Висло-Одерской и Берлинской операциях.

За время боевых действий в годы Великой Отечественной войны он совершил 175 боевых вылетов на прикрытие войск, обеспечение боевых действий других родов авиации, воздушную разведку. Провёл 25 воздушных боёв, сбил 4 самолёта противника (один тараном).

Войну закончил в Берлине в звании старшего лейтенанта, в должности заместителя командира авиаэскадрильи, был участником Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года, а также в последующих парадах, посвященных Дню Победы, - в 1980, 1985, 1990, 1995, 2000 годах.

В 1949 году капитан Поляков В.К. поступает в Военно-воздушную академию в Монино, окончил ее с отличием в 1954 году и был оставлен на кафедре тактики истребительной авиации и ПВО преподавателем. Позднее последовательно был старшим преподавателем, заместителем начальника факультета, начальником учебной части, начальником кафедры.

До 1971 года проводил учебную работу на специальном факультете по подготовке офицеров для ВВС иностранных государств: ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Румынии, Китая, КНДР, Вьетнама. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1968 году стал доцентом кафедры тактики истребительной авиации и ПВО. Имеет более 20 научных работ, опубликованных в военной печати. В 1980 году полковнику Полякову В.К. присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Спустя три года уволен из рядов Вооруженных Сил по болезни. До 1991 года оставался старшим научным сотрудником в Военном институте. Ведет большую общественную работу. В частности, он является председателем Совета ветеранов 16-й воздушной армии и заместителем председателя Объединенного совета ветеранов войны и военной службы ВВС.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

 

Герой Советского Союза Ривкин Борис Миронович

19.12.1919 - 02.10.2004 г.г.

Ривкин Борис Миронович - командир эскадрильи 54-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии Центрального фронта, гвардии капитан.

Родился 19 декабря 1919 года в областном центре Черниговской области Украины - городе Чернигове в семье рабочего. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в Москве (с 1965 года – город-герой). Работал слесарем на автозаводе, окончил аэроклуб.

В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Отличился в боях за Крым, под Сталинградом и на Курской Дуге.

Командир эскадрильи 54-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) гвардии капитан Борис Ривкин к июню 1943 года совершил сто семьдесят шесть боевых вылетов. В девяносто пяти воздушных боях сбил лично двенадцать самолётов противника и семь — в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Ривкину Борису Мироновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1743).

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1954 году окончил авиационные курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1960 году — Военно-воздушную академию. С 1975 года генерал-майор авиации Б.М.Ривкин — в запасе. Жил в городе Ростове-на-Дону. Умер 2 октября 2004 года.

Заслуженный военный лётчик СССР (1968). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

 

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

После окончания Великой Отечественной войны полк после недолгого нахождения в составе оккупационных войск в Германии был перебазирован на аэродром Полесск Калининградской области, где находился до 1954 года. Полком командовали в этот период Герой Советского Союза Михаил Ренц, дважды Герой Советского Союза Алексей Смирнов.

С 1954 года полк в течение 38 лет базировался на аэродроме Вайнёде Лиепайского района Латвийской ССР.

Этот период характерен постоянным освоением новой авиационной техники, выполнением задач боевого дежурства в небе Прибалтики. Полк переучивался на реактивную технику, одним из первых в авиации ПВО освоил самолеты МиГ-15, МиГ-17, Миг-19. В 60-х-70-х прошлого века полк освоил самолет Су-15, затем Су-15ТМ. На этом типе истребителя-перехватчика полк летал и нес боевое дежурство в составе 27 Рижского корпуса ПВО 2-й Минской отдельной армии ПВО, затем в составе 1 гвардейской Краснознаменной Волгоградско-Берлинской истребительной авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Прибалтийского военного округа (15 Воздушная армия), а с 1986 года – снова в составе 27 Рижского отдельного корпуса 6-й Ленинградской Краснознаменной отдельной армии ПВО. В этот период полком командовали полковник (будущий генерал-лейтенант авиации) А.Куриный, полковник (будущий генерал-майор авиации) М.Клюев, полковник Э.Захарьят, полковник М.Овсянников, полковник И.Барановский.

В 1974 году приказом Министра обороны СССР 54-й гвардейскому истребительному авиационному Керченскому полку вручен Вымпел Министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть.

После выпуска из Черниговского военного авиационного училища лётчиков имени Ленинского комсомола, которое окончил с красным дипломом, в 1964 году в 54-й гвардейский Керченский Краснознаменный истребительный авиационный полк войск Противовоздушной обороны СССР был распределён Анатолий Михайлович Корнуков – будущий Главнокомандующий ВВС и ПВО Российской Федерации с 1998 по 2002 год. Анатолий Михайлович служил лётчиком, заместителем командира истребительной эскадрильи до 1970 года.

В 1986 году летный и инженерно-технический состав полка под руководством полковник Виктора Дмитриевича Аксенова приступил к переучиванию на новый тип самолета – Су-27.

Будущий начальник авиации – заместитель главнокомандующего ВВС РФ, генерал-лейтенант авиации Виктор Дмитриевич Аксенов, командовал полком до 1991 года.

В 1992 году 54 Краснознаменный гвардейский истребительный авиационный Керченский полк под руководством полковника авиации Евгения Алексеевича Тихомирова был перебазирован на аэродром Саваслейка и вошел в состав 148 Центра боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО. В будущем генерал-майор авиации Е.Тихомиров был назначен начальником этого Центра.

В составе Центра полк выполнял важнейшие задачи переучивания личного состава истребительной авиации ВВС и ПВО, а также, исследовательские задачи и представлял авиацию России на различных авиашоу.

 

Из истории полка:

 

«Рывок к Северному полюсу»

Сергей Соркут, «Независимая Газета»

14 апреля 1999 г.

Истребители российских ВВС учатся воевать вдали от своих аэродромов

 

«Вечером 7 апреля на аэродромах ВВС Саваслейка, Правдинска, Иванова и Энгельса царило оживление. В небо поднялись истребители-перехватчики Су-30 и МиГ-31, самолет радиолокационного обнаружения и управления А-50, летающий танкер Ил-78 и бомбардировщик Ту-95МС. Построившаяся севернее Нижнего Новгорода группа взяла курс на север.

Начались научно-исследовательские учения смешанной группы истребителей, которые должны были отработать задачи обеспечения действий дальней авиации в ходе длительного беспосадочного полета. Общее руководство учениями осуществлял главнокомандующий ВВС Анатолий Корнуков, непосредственно полетом командовал генерал-лейтенант Виктор Аксенов.

Через два часа после взлета - первая дозаправка в воздухе. К танкеру последовательно подходят «МиГи» и «Су» и принимают на борт топливо. У северных границ России с группой встретился и получил от Ил-78 керосин «стратег» Ту-95МС. Через некоторое время он лег на обратный курс в сопровождении Су-30 и МиГ-31 - задача этих экипажей выполнена. Основная группа в составе двух Су-30 и двух МиГ-31 в сопровождении танкера и летающего радара А-50 продолжила свой полет на север.

Им предстояло провести в воздухе еще б часов, дважды дозаправиться и после длительного полета над Баренцевым морем достичь северной оконечности Новой Земли. К утру дело было сделано. Су-30 полковников Тихомирова и Карапетяна, МиГ-31 полковников Куркина и Липатова вернулись на свои аэродромы. Всего в ходе учений выполнено 14 самолетовылетов, проведено в воздухе 12 дозаправок.

Этот полет стал продолжением научно-исследовательских учений, проводимых в ВВС с 1993 г. Последний из экспериментов был осуществлен 1 июля прошлого года, когда группа летчиков 148-го Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава преодолела без посадки 8,5 тыс. км за 10часов (см. «НВО» № 31 за 1998 г.). В таких полетах отрабатываются взаимодействие различных родов авиации и оперативный межтеатровый маневр сил ВВС, исследуется возможность защиты удаленных районов страны, лишившихся в результате сокращения противовоздушного прикрытия. Отметим и такой момент - именно северное воздушное направление считалось ранее, в период холодной войны, самым опасным, поскольку над полюсом были проложены маршруты дежурящих в воздухе стратегических бомбардировщиков В-52. Да и сейчас российскую группу сопровождали над нейтральными водами Баренцева моря натовские разведчики.

Начальник 148-го Центра полковник Евгений Тихомиров, отвечая на вопрос корреспондента «НГ», сказал, что основные задачи полета выполнены успешно, хотя, как это всегда бывает в ходе таких сложных экспериментов, не обошлось без шероховатостей. По его мнению, нынешние учения не связаны с войной на Балканах. Судя по тому, что полет был запланирован давно, это действительно так. Нельзя, однако, не отметить, «длинная рука» истребительной авиации из Су-30 и МиГ-31, сопровождаемых Ил-78 и А-50, способна эффективно противостоять воздушному противнику на расстоянии нескольких тысяч километров от своих аэродромов. Жаль только, что этих машин в российских ВВС слишком мало».

 

Последним командиром 54 Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного Керченского полка был полковник авиации Олег Габделхакович Гильязов.

В 2002 году закончился боевой путь 54 Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного Керченского полка - полк был расформирован, личный состав и техника перешли в авиационную базу, вновь сформированную на аэродроме Саваслейка.

29 апреля 2005 года состоялась торжественная передача почетных наименований, Боевого Знамени и государственной награды расформированного 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка 3958 авиационной базе, расположенной в авиагарнизоне Саваслейка Нижегородской области.

Президентский указ о передаче был подписан еще в конце марта 2005 года, после этого часть стала именоваться 3958 гвардейской Керченской Краснознаменной авиационной базой.

 

Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2005 г. № 348

«О передаче почетных наименований, Боевого Знамени и государственной награды расформированного 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка 3958 авиационной базе»

 

Опубликовано 30 марта 2005 г.

Вступает в силу с момента подписания 26 марта 2005 г.

 

Руководствуясь статьями 80 и 87 Конституции Российской Федерации и в целях воспитания военнослужащих в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и сохранения боевых традиций расформированного 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка, постановляю:

1. Передать почетные наименования, Боевое Знамя и государственную награду расформированного 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка 3958 авиационной базе и впредь именовать ее 3958 гвардейской Керченской Краснознаменной авиационной базой.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

 

Передача боевых реликвий явилась результатом настойчивой деятельности Советов ветеранов 1 гвардейской Краснознаменной Волгоградско-Берлинской истребительной авиационной дивизии и 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка под руководством Героев Советского Союза генерал-майора авиации в отставке Виталия Константиновича Полякова и Якова Даниловича Михайлика (ныне покойного).

Особый вклад в это важнейшее патриотическое дело внёс участник Великой Отечественной войны, инвалид по зрению, полковник в отставке Сеймов Гурген Амбарцумович, комиссар эскадрильи 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка в годы войны, в послевоенный период – начальник парашютно-десантной службы авиадивизии, корпуса Ленинградской отдельной армии ПВО, затем в течение 12 лет командовал парашютной аварийно-спасательной службой авиации войск ПВО.

Именно перед его настойчивостью и активностью отступили Президент СССР М.Горбачев и Президент Российской Федерации В.Путин, когда подписывали свои Указы о награждении боевым орденом (что беспрецедентно), и передачи наименований и Боевого Знамени полка другой части, что в последнее время носит исключительный характер.

К сожалению, реформаторство Вооруженных Сил привело к тому, что в начале 2011 года 3958-я гвардейская авиационная Керченская Краснознамённая база была переименована в авиационную эскадрилью в составе Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний министерства обороны РФ (г. Липецк).

В 2021 году начался процесс создания на аэродроме в Саваслейке авиационной части, который перейдет в другое оперативное подчинение с другими задачами и вооружением. В связи с этим в очередной раз возникла возможность передачи имени и регалий 54 гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного Курченского полка вновь формируемой части.

Надеемся, что стараниями ветеранов полка эстафета поколений не прервется и мы увидим Боевое Знамя полка в руках современных авиаторов.


 


Ваша сообщение отправлено!

Вход

Для входа используйте email и пароль.

Регистрация

Пожалуйста заполните следующую информацию.

Забыли пароль

Пожалуйста введите ваш email и мы сможем отправить вам email с новым паролем.